В случае невозможности получить необходимую вам медицинскую помощь в городе Киев, вы можете обратиться за помощью в наш медицинский центр в городе Киев, где работают большинство врачей МЦ "Сигма".

Запись на консультации и лечение ☎+38 044 355 5531

Для пациентов из Киевской и Донецкой областей Украины желающих лечиться в г. Киеве разработана программа лояльности, и действует система скидок.

Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь (уролитиаз) – характеризуется образованием камней в мочевой системе (почках, мочеточниках и мочевом пузыре). В настоящее время отмечается значительная распространенность этого заболевания. Больные с уролитиазом составляют практически половину всех больных, обращающихся за урологической помощью. Лечение этого заболевания требует широких знаний о современных методах его диагностики, рациональном лечении мочекаменной болезни и современных принципах удаления камней. Классификация мочекаменной болезни:

1. По локализации в органах мочевой системы
    • в почках (нефролитиаз)
    • в мочеточниках (уретеролитиаз)
    • в мочевом пузыре (цистолитиаз)
  2. По виду камней
    • ураты
    • фосфаты
    • оксалаты
    • цистиновые камни и др.
  3. По течению болезни
    • первичное формирование камней
    • рецидивное (повторное) формирование камней
  4. Особые формы мочекаменной болезни
    • коралловидные камни почек
    • камни единственной почки
    • мочекаменная болезнь у беременных

Клиническая картина мочекаменной болезни зависит от формы, размеров, количества и локализации конкрементов. Основными и наиболее частыми проявлениями мочекаменной болезни являются:

• боли – локализуются преимущественно в поясничной области или в животе, могут быть острыми или тупыми, периодическими или постоянными. Камни мочеточников вызывают острые приступы болей (почечную колику) с иррадиацией в подвздошную или паховую область, на внутреннюю поверхность бедра, в половые органы. Камни в мочевом пузыре являются причиной болей над лоном;
  • гематурия (кровь в моче) – отмечается у большей части больных с мочекаменной болезнью, усиливается при движении.

Мочекаменная болезнь редко протекает без осложнений. Наиболее часто встречается обострение хронического пиелонефрита (повышение температуры тела до 38-40? С, ознобы, слабость, потливость и пр.). При нарушении оттока мочи из почки возникает расширение ее чашечно-лоханочной систеы (гидронефроз), что резко нарушает функцию почки и может способствовать обострению пиелонефрита. Наиболее грозным осложнением является почечная недостаточность. Вследствие анатомических и функциональных изменений в почках под воздействием длительного нахождения в них конкрементов возникает нефрогенная артериальная гипертензия (повышение артериального давления). Для диагностики мочекаменной болезни, определения анатомических и функциональных изменений в органах мочевой системе необходимо полное обследование больного с целью определения локализации, количества камней и их размеров, а также выявления осложнений и сопутствующих заболеваний с учетом особенностей, характерных для данного пациента, что в последующем способствует выбору правильной тактики лечения.

Основными методами диагностики являются:

• комплексное исследование крови и мочи;
  • лучевые методы диагностики (УЗИ, рентгенологические методы, компьютерная томография);
  • исследование функции почек Скрининговым методом диагностики является ультразвуковое исследование, с помощью которого возможно определение наличия камней в почках, их размеры и количество, нарушения оттока мочи (гидронефроз). Диагностика камней мочеточника этим методом исследования затруднена, за исключением нижней его трети. УЗИ эффективно также при диагностике камней мочевого пузыря.

Основным методом исследования больных с мочекаменной болезнью являются рентгенологические методы:

• обзорная рентгенография;
  • внутривенная рентгенография;
  • ретроградная уретеропиелография;
  • цистография.

Совеременными методами диагностики МКБ являются компьютерная томография, позволяющая не только выявлять конкременты любого размера в органах мочевой системы, но и нарушения функции почек. На протяжении последних десятилетий методы лечения больных, страдающих мочекаменной болезнью, значительно изменились с тенденцией к значительному снижению травматичности для больного. Если ранее методом выбора являлась высокотравматичная открытая операция, то в наши дни основным методом лечения являются малоинвазивные оперативные вмешательства. Методики лечения больных с мочекаменной болезнью зависят от локализации и размеров конкрементов.

Камни мочеточников

При наличии мелких конкрементов (менее 5-6 мм) в мочеточнике при назначении консервативной терапии возможно их самостоятельное отхождение в 80 % случаев. Во многом это зависит от локализации камней в мочеточнике:

• верхняя треть мочеточника – 25 %;
  • средняя треть мочеточника – 45 %;
  • нижняя треть мочеточника – 70 %.

При камнях большего размера (от 7 мм и до 20 мм) или при неэффективности консервативного лечения показана эндоскопическая трансуретральная контактная лазерная литотрипсия. Под общей или спинальной анестезией в мочеточник вводится уретероскоп, с помощью которого осматривается просвет мочеточника на всем протяжении и фиксируется камень. С помощью лазерного литотриптора конремент разбивается на осколки, крупные из которых удаляются с помощью зажима или специальной петли, а мелкие отходят самостоятельно. После операции устанавливается мочеточниковый стент на 7 сут. Пациент выписывается из стационара через 1-2 дня. Камни мочевого пузыря Выбор метода лечения камней мочевого пузыря зависит от ряда факторов:

• размеры;
  • количество;
  • наличие инфравезикальной обструкции (наличие аденомы простаты).

При наличии доброкачественной гиперплазии предстательной железы (аденома простаты) камни мочевого пузыря подвергаются контактной литотрипсии одномоментно с трансуретральной резекцией гиперплазированных тканей железы. При наличии аденомы большого размера (более 60-80 мл) выполняется чреспузырная аденомэктомия с удалением конкрементов мочевого пузыря. При отсутствии аденомы камни до 2 см подвергаются трансуретральной контактной литотрипсии. При больших размерах – выполняется открытая операция – цистолитотомия. Необходимо отметить, что удаление камней из органов мочевой системы не является критерием излеченности, так как в большом количестве случаев (до 40-50 %) камни могут рецидивировать. После любого оперативного вмешательства лечение мочекаменной болезни не заканчивается. Необходимо достаточно длительное консервативное лечение под наблюдением опытного специалиста с целью коррекции водно-солевого обмена и профилактики повторного образования камней.